Обязательные условия допуска к аттестации

 Обязательные условия допуска к аттестации представлены в восемнадцатом пункте Инструкции:

  1. соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  2. наличие стажа работы в должности;
  3. освоение содержания программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования.

Таким образом, при выполнении всех трёх условий педагогический работник допускается к аттестации и включается в график прохождения аттестации. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то педагогический работник не допускается к аттестации.

Рассмотрим подробнее каждое из условий допуска к аттестации.

Квалификационные требования к должностям указаны в ЕКДС. Следует обратить внимание на то, что существенные изменения в квалификационные требования были внесены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53». В письме-разъяснении Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2017 года № 15-51/6952/дс (далее – письмо-разъяснение) содержится трактовка многих пунктов Постановления №50.

Изменились квалификационные требования к таким должностям, как воспитатель, педагог-организатор, преподаватель, учитель. В постановлении №50 содержатся следующие квалификационные требования «Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы». В письме-разъяснении «образование, соответствующее педагогической деятельности» определено как «высшее (среднее специальное) образование с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог». Таким образом, постановление №50 изменило квалификационные требования к многим педагогическим должностям, и это привело к тому, что большинство специалистов, получивших высшее (среднее специальное) образование (не обязательно педагогического профиля), получили право аттестоваться по большинству педагогических должностей.

Например, специалист получил высшее образование, обучаясь на филологическом факультете по специальности «Романо-германская филология (английский язык)» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель английского языка. Переводчик». Соответствует ли образование квалификационным требованиям к должности «учитель»?

Полученное образование относится к профилю «Гуманитарные науки», но в связи с тем, что присвоена квалификация «Преподаватель», то данное образование соотносится с «образованием, соответствующим педагогической деятельности», а значит, специалист имеет образование, которое соответствует квалификационным требованиям к должности «учитель». Педагогический работник с данным образованием при выполнении двух других условий может быть допущен к аттестации на присвоение квалификационной категории по должности «учитель». Таким образом, для определения соответствия полученного образования квалификационным требованиям для указанных выше должностей основную роль играет не профиль образования, как было ранее, а полученная им квалификация.

Возможна ситуация, когда специалист получил образование в зарубежной стране, или данная специальность отсутствует в ОКРБ. В этом случае для уточнения информации о профиле образования необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by). Диплом об образовании, полученный в зарубежной стране, должен быть легализован, т.е. определено, какому образованию в Республики Беларусь соответствует полученное образование.

Вторым обязательным условием допуска к аттестации является наличие стажа работы в должности. Исчисление стажа работы в должности начинается тогда, когда педагогический работник оформлен на одну четвёртую ставки и более. В соответствии с девятнадцатым пунктом Инструкции претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности два года, высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей категории. Если у педагогического работника был перерыв в педагогической деятельности, а затем после перерыва он вернулся к работе в той же должности, то его стаж в должности будет равен сумме стажа до перерыва и после перерыва в работе. Таким образом, если у педагогического работника был перерыв в деятельности, то стаж сохраняется, а для аттестации нужен суммарный, а не непрерывный стаж в должности.

Для второго условия допуска к аттестации (наличия стажа работы в должности) в пунктах 19, 20, 201 Инструкции существуют исключения. Например, претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники со стажем работы два года. Исключением является лица, получившие диплом о высшем (среднем специальном) образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. Педагогические работники, принятые с должности профессорско-преподавательского состава и имеющие стаж работы в этой должности не менее двух лет, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учёта стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. Существуют и другие исключения в девятнадцатом пункте Инструкции, которые необходимо учитывать при определении допуска педагогических работников к аттестации.

В двадцатом пункте Инструкции определены педагогические работники, которые имеют право претендовать на ту же квалификационную категорию, которую им была присвоена раньше в другой должности, без учёта стажа работы. Заметим, что в связи с последними изменениями в Инструкции, педагогический работник может претендовать на ту же квалификационную категорию по другим должностям несколько раз без ограничений.

В пункте 201 Инструкции педагогическому работнику в исключительных случаях предоставляется возможность быть допущенным к аттестации на первую и высшую квалификационные категории без учёта предыдущей категории и стажа работы в должности по ходатайству руководителя учреждения образования или аттестационной комиссии и с согласия начальника главного управления по образованию областного исполнительного комитета.

Третьим условием допуска к аттестации является освоение содержания программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования. В соответствии с Положением о повышении квалификации для большинства педагогических работников установлены сроки повышения квалификации не реже, чем раз в три года, а для методистов не реже, чем раз в пять лет. Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

Не следует путать освоение содержания образовательной программы повышения квалификации с обучающими курсами (тематическими семинарами). Количество часов на обучающих курсах (тематическом семинаре) может варьироваться от 4 до 12 и более учебных часов. Повышение квалификации предполагает освоение учебной программы в объёме не менее 36 учебных часов.

Педагогическому работнику для профессионально-личностного развития важно повышение квалификации по его направлению педагогической деятельности в установленные сроки. Однако, если педагог участвовал в повышении квалификации по другому направлению педагогической деятельности, например, учитель физики участвовал в повышении квалификации педагогов, выполняющих функцию классных руководителей, то он может быть допущен к аттестации по должности «учитель».

Следует обратить внимание на исключения из этого условия в части третьей-шестой девятнадцатого пункта Инструкции. Повышение квалификации не является обязательным условием допуска к аттестации для лиц, имеющих диплом с отличием, диплом магистра или диплом исследователя и претендующих на вторую квалификационную категорию, а также для педагогических работников, принятых с должности профессорско-преподавательского состава, и для лиц, имеющих учёную степень или учёное звание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Аттестация с 25 марта по 24 мая 2024 года

    Диагностическая программа оценки деятельности педагогического работника Учреждение образования «Кобринский государственный политехническ...